Какой закон в административном праве имеет обратную силу

Какой закон в административном праве имеет обратную силу


Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет очень большое практическое значение. От его правильного решения довольно часто зависит, какой закон – новый или старый – будет применяться к конкретным отношениям, как будут осуществляться его предписания.

Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие прекратилось.

А для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства: 1) дату ее вступления в силу; 2) пределы ее действия после вступления в силу.

По общему правилу, федеральный конституционный закон, федеральный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок.


Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц


Согласно ч.

3 ст. 15 Конституции Российской Федерации: «Законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются».

К тому же,

«любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения»
.

В государственно-правовой теории и практике признано, что в современной России нормативные правовые акты вступают в силу в связи со следующими факторами: а) с момента, указанного в самом акте или акте, его сопровождающем, путем указания на конкретную (календарную) дату (например, Уголовный кодекс РФ вступил в юридическую силу с 1 января 1997 г.); б) в связи с иными обстоятельствами, указанными в акте («с момента подписания», «с момента опубликования», «с момента принятия», например, Конституция РФ) и т.д.; Существенно следующее: ситуацию «истечение определенного срока» регулирует специальный Федеральный закон Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (от 25 мая 1994 года)[11].



К нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (меры административного пресечения), установленные КоАП к моменту совершения правонарушения.

Обратная сила законодательства, смягчающего или отменяющего ответственность за административные правонарушения, соответствует предписанию ч.

2 ст. 54 Конституции РФ, в соответствии с которой

«если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон»
, т.е.


О замене штрафа на предупреждение


В настоящее время для всех граждан, совершивших административные правонарушения (преступления и проступки), независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств, установлена единая законодательная база, которая предусматривает неотвратимость применения санкций, исходя из норм части 1 ст.

19 Конституции РФ, т. е. из принципа равенства всех граждан перед законом и судом.

Основу такой базы составляют положения, установленные частью 1 ст.


Обратная сила закона при назначении административного наказания в свете постановления КС РФ


Вопросы снижения ответственности при производстве по делам об административных правонарушениях на стадии исполнения судебных постановлений (либо постановлений административных органов) волнуют юристов крайне давно.

При этом фактических возможностей реализовать идею снижения ответственности нам предоставляет прямое указание ч.

2 ст. 1.7 КоАП РФ, согласно которой закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Эти положения находятся в соответствии с требованиями ст.


Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.

при секретаре Паршиной М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим (в части) Закона Пермского края от 5 апреля 2013 г.


Комментарий к статье 1


1.

При истолковании данной статьи следует учитывать, что в соответствии с ч.

2 ст. 54 Конституции РФ никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Действие законодательства об административной ответственности во время и по месту совершения правонарушения означает, что к нарушителю применяются административные наказания и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определенные КоАП: органы государственной власти субъектов Федерации, а также муниципальные органы не вправе устанавливать административные санкции, однако правомочны осуществлять предусмотренные КоАП виды административно-процессуальной деятельности.

2.

Уважаемые клиенты!

Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны: юридическая консультация ; помощь в правовом анализе или разработке договора ; необходимо составить исковое заявление (отзыв на исковое заявление), иные процессуальные документы; адвокат для защиты Ваших прав в арбитражном суде или суде общей юрисдикции; нужно подать апелляционную, кассационную жалобу или надзорную жалобу на решение суда; иные юридические услуги .

Обострение вопроса об обратном действии закона и его пределах в немалой степени предопределено чрезвычайной изменчивостью законодательства.



1. Нормы данной статьи служат цели претворения в сферу действия законодательства об административной ответственности конституционного принципа, в соответствии с которым никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54 Конституции РФ).

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.


Вопрос 72


Все нормативные правовые акты имеют определенные пределы действия.

Они распространяются на определенные общественные отношения, т.е.

имеют предметное действие; ограничены временными границами (действуют во времени); им присущи территориальные ограничения (действие в пространстве); относятся ко всем или конкретным субъектам (действие по кругу лиц).

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

по правилам, установленным действующим законодательством.


Кодекс Республики Беларусь об Административных ПравонарушенияхСтатья 1


Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях Статья 1.5.

Действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях во времени 1.

Противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.


Лекция 2


Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения.

По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства.

Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.